Сергеева Т.С. Мультимедийные проекты Ефима Резвана — вклад учёного в развитие межкультурного диалога

Статья опубликована в сборнике: Мультимедийная журналистика Евразии – 2012: международные медиапроекты, глобальные Сети и информационные тренды Востока и Запада. Сб. тр. и материалов VI международной н.-практ. конференции. — Казань, 2012. — С. 152-155.

Россия, где в течение столетий народы, исповедующие ислам и христианство, научились жить в мире и согласии, даёт уникальный  пример толерантной культуры, что подтверждает и государственная символика [1].

Однако западные средства массовой информации зачастую навязывают зрителям и читателям искаженное представление об исламе, создавая образ жёсткой тоталитарной культуры путём подчёркивания религиозного фанатизма мусульман. Сейчас всё чаще поднимается вопрос  о преднамеренном искажении образа ислама в СМИ. Этому посвящаются круглые столы, дискуссии, на которых обсуждается возросшая роль электронных СМИ в формировании общественного мнения и стереотипов восприятия, в том числе этнических и религиозных. Повышается значение мусульманской тематики на телевидении и, в целом, мусульманских сайтов.

Как ответное несогласие с позицией «стигматизации» ислама и желание изменить создавшуюся ситуацию к лучшему можно рассматривать инициативу российских учёных.  Они выступают в качестве публицистов, просветителей, авторов сценариев в союзе с режиссёрами и операторами документального кино по разработке комплексных медийных проектов, направленных на показ позитивного потенциала ислама в его историческом и современном измерении.

К таким проектам, безусловно, относится выход в свет девяти документальных фильмов [2], созданных в 2007 году по сценариям российского учёного-арабиста и исламоведа Ефима Резвана, для телеканала RT English (прежнее название – «Россия сегодня»). Авторский замысел воплотился в серию из семи фильмов под названием «Иджма’ = Согласие», а также был продолжен серией из двух фильмов «Иджма’. Мусульманские сокровища России (судьбы, коллекции, документы)» [3]. По иронии судьбы эти фильмы так и не смогли увидеть российские телезрители.

Проект имеет в равной степени научное, культурное и общественно-политическое значение. Научное – поскольку развивает востоковедение (в частности, такие его направления, как арабистика и исламоведение), фокусируя внимание на общественно-религиозном наследии российского Ислама, которому уже тысяча лет, но, несмотря на это, оно недостаточно исследовано. Культурное значение проекта заключается в том, что он раскрывает достижения и закодированный опыт исламской культуры, которые транслируются из прошлого в настоящее, связывая поколения мусульман и не-мусульман в России, ближнем и дальнем зарубежье. И стержнем этого наследия, безусловно, является Коран. Общественно-политическое – поскольку акцентирует создавшуюся непростую политическую ситуацию вокруг современного ислама в связи с так называемыми исламскими радикалами, бросающими тень на весь Ислам.

Например, в фильме «Раскол» показана современная ситуация в Узбекистане, отражающая противостояние так называемых «ваххабитов», ориентированных на «путь войны», и тех, кто опирается на традиции, связанные с местным культурным кодом. Главным героем фильма стал местный мусульманский духовный лидер Хиндустани (1892-1989).

Одна из ведущих тем данного проекта – подтверждение векового опыта совместного проживания мусульман и христиан на одной территории[4]. Так, в фильме «Рукопись и судьба», посвящённом татарскому просветителю Мусе Бигиеву, актуализируется опыт джадидов, основанный на культе образования,  свободомыслии и открытости русской культуре. Идея толерантности имеет своё продолжение в современном Татарстане. Её символом стали объединённые единым пространством Казанского Кремля Благовещенский собор и мечеть Кул Шариф. В фильме особое символическое значение придаётся высказываниям Зуфара-хазрата и отца Мефодия.

Ещё одной проблемой, затронутой в проекте, стала тема татарской диаспоры за рубежом. Главный герой фильма «Коран с пятиконечной звездой» – Хасан Хамидулла, писатель и издатель, автор перевода Корана на финский язык [6].

Документальные фильмы серии «Иджма’= Согласие» примыкают к более масштабному комплексному проекту, начатому музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера) «Мир ислама».

В рамках проекта предусматривается следующее: создание серии одноминутных фильмов о каждом из мусульманских народов, живущих на планете; серии 26-минутных документальных фильмов; WEB-сайта проекта, включающего как научную и научно-популярную информацию о каждом из мусульманских народов, так и фильмы-анонсы; красочного пятитомного издания, представляющего энциклопедическую информацию и фоторепортажи о каждом из мусульманских народов; обучающей программы для школьников по этнографии мусульманских народов;  серии фотовыставок. Одноминутные фильмы, создаваемые в рамках проекта, планируется показать в качестве социальной рекламы на ведущих телеканалах мусульманских стран, Европы, России, США. Серия «развернутых» документальных фильмов создается для показа по научно-популярным и культурным телеканалам [5].

Е. Резван всё чаще в своей творческой и просветительской деятельности обращается к медиа технологиям. Это происходит и на лекциях по истории Корана, и в его издательских проектах. Например, его книга «Коран ‘Усмана» вышла с приложением диска DVD, содержащего русскую и английскую версии видеофильма, посвящённого истории изучения рукописи, о которой и рассказывается в данном исследовании. В одном из интервью учёный дал определение «трём измерениям»  книги, где первое — это обычный книжный текст, второе — CD, содержащий множество полноцветных изображений высокого качества, и, наконец, третье — это видео CD/DVD, дающий колоссальные возможности для популяризации всего проекта в целом. «Я был очень рад тому, что фильм был включён в культурную программу празднования 300-летия Петербурга. Его видели гости города из мусульманских стран» [2].

Пример обращения к мультимедиа даёт ещё один проект Е. Резвана – это посвящённая культурным взаимосвязям России и Узбекистана выставка «Грезы о Востоке: русский авангард и шелка Бухары» (в Кунсткамере, 2006). Её научная часть также была реализована в рамках программы «Иджма‘=Согласие». Частью выставки стали видеозапись дефиле и видеофильм, рассказывающий о сотворении шелка [1].

В наши задачи не входит анализ и оценка медийных проектов
Е. Резвана, хотя, относительно проекта 2007 года,  можно было бы обратить внимание, на наш взгляд, на глубину и насыщенность материала, хотя и некоторую стереотипность композиции сценариев или на не всегда соответствующий по стилю музыкальный ряд. Но не в этом дело. Главное – это то, что учёный, осознавая огромную силу влияния электронных СМИ и, прежде всего телевидения, как инструмента идеологической войны, создаёт для мирового телезрителя свой образ Ислама, – образ, определённый взглядом из России.

«Эти фильмы – главы моей жизни» – признался учёный [4]. Действительно, они стали естественным продолжением его научных изысканий и осуществились во многом благодаря его личным связям как исследователя. Он успел запечатлеть людей старшего поколения, которые внесли  большой вклад в передачу традиции.

В современной культуре складывается характерная ситуация, когда учёный-востоковед становится востребованным не только как исследователь, но и как организатор и модератор выставок, как сопродюсер и сценарист документальных фильмов, как эксперт в вопросах политической ситуации на Ближнем Востоке и в России [2] и во многих других ипостасях. Таким образом, роль учёного в современной общественно-политической ситуации нельзя переоценить, поскольку он даёт пример соединения духовного потенциала в его многогранном проявлении, открытости новым технологиям (в частности, в использовании экранных медиа) и личностной гражданской ответственности.

Литература

1. Грезы о Востоке: русский авангард и шелка Бухары // Сайт МАЭ РАН. URL: http://kunstkamera.ru/exhibitions/exhibition_on_museum/arhiv_vystavok/dreams_about_the_east/

2. Ефим Резван: Надо строить мосты, а не возводить стены. Интервью // Татарский мир № 17, 2003. — URL: http://www.tatworld.ru/article.shtml?article=348&section=0&heading=36

3. Ефим Резван: Мы видим пик победы радикальных мусульман. Интервью Алины Фуксовой // «Сноб» [Электронный журнал] 17.09.12. —  URL:http://www.snob.ru/selected/entry/52669

4. Лекции Е. Резвана, прочитанные в  Казани (сентябрь, 2012). Рукопись.

5. Мир ислама. Концепция комплексного медийного и исследовательского

проекта. URL: http://web1.kunstkamera.ru/uthman/rus/proj.htm

6. Резван Е. Коран с пятиконечной звездой // «60 параллель» [Журнал]. 2008. № 3. Октябрь. URL: http://www.journal.60parallel.org/ru/journal/2008/30/286


[1] Так, на протяжение многих веков государственным символом России наряду
с двуглавым орлом являлась тугра — каллиграфически выполненный девиз на арабском языке bi-‘inayati Rabbi’l-‘alamin («По промышлению Господа миров») [5].

[2] Рукопись и судьба (режиссёр Т. Колногорова), Каир – Петербург (режиссёр Т. Соловьёва), Раскол (режиссёр Т. Колногорова), Коран с пятиконечной звездой (режиссёр Т. Колногорова), Араб из Джинау (режиссёр Т. Соловьёва), Каир – Тампере. Женские судьбы (режиссёр Т. Колногорова),  Экспедиция (режиссёр Т. Соловьёва) [4].

[3] Хафтранги. Райский сад: семь цветов (режиссёр Т. Соловьёва). Глазами принца (режиссёр Т. Соловьёва) [4].

[4] В русло этой проблематики вписывается недавно вышедшая в эфир программа Виталия Третьякова «Что делать?» на канале «Культура» от 27.11.12, посвящённая теме: «Татары в русском государстве». URL: http://www.tatpressa.ru/news/8089.html

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s


%d такие блоггеры, как: